Современная архитектура г. Саранска(Статья орубликована в газете "Строй-информ" 2011 г. в форме интервью) В ежегодном фестивале архитектуры «Зодчество» победил (завоевал хрустальный Дедал) проект «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»в Москве разработанный в мастерской А. Асадова. Этот проект выделяется яркой колористикой, и суперсовременными объемами. Игра плоскостей, цвета, света и пространства, вот что важно для архитектуры. Архитектура должна производить впечатление. Махаев В. Б. (профессор МГУ им. Огарева) назвал последние годы временами революционных преобразований в области архитектуры. Это наиболее точное определение. Я помню времена вялотекущей архитектуры (живу давно, в архитектуре с 1982 года), когда архитекторы занимались, в основном, привязкой типовых проектов. Индивидуальные проекты разрабатывались очень мало. Даже тогда наши архитекторы старались придать индивидуальность своим проектам. Я рад, что сейчас настали другие времена, какой-то архитектурный бум. Бурная деятельность всегда порождает новые идеи. Новые здания которые строятся сейчас, они у всех на виду. Все люди видят и могут оценивать. В основном положительные оценки. Когда строят музеи, храмы и здания театров народ видит, повышается уровень культуры. Одновременно с крупными общественными зданиями возводятся и жилые дома. Уровень архитектуры современных жилых домов, значительно выше, чем было раньше, в Советский период, например. Важнейшим общественным зданием считаю комплекс Республиканской Клинической Больницы по ул. Победы. Этот объект будет самым крупным общественным зданием в Республике. Оснащенная по последнему слову медицинской технологии он поможет жителей всей республики приобщится к высоким технологиям. Новостройки Саранска конечно же украсят город. Создадут настроение новизны, какое- то новое но безусловно приятное впечатление. Современная архитектура, это архитектура последних лет. В термин «Современная архитектура» я вкладываю немного иной смысл. «Современная» на мой взгляд, это соответствующая времени, т.е. соответствующая времени больших скоростей, времени интернета, времени нано технологии. То, что мы видим вокруг, конечно же, не совсем соответствует термину «современный». Например, лепнина, это вчерашний день. Если мы проанализируем западную архитектуру, то лепнину мы не найдем. Потому, что во дворе век композитных материалов, век стекла, век металла. Современные материалы и технологии диктуют свободные формы в решении фасадов и объемных решений. На западе модно экологическая архитектура. Зеленая архитектура, архитектура, не нарушающая природную и историческую среду. Сейчас есть здания, которые не потребляют энергию извне, а сами создают, чтобы обеспечить себя и окружающие здания. Существует вертикальное озеленение. Испокон века архитектура всегда была сферой влияния властей. Глава республики, глава города, главы районов,заказчики- застройщики (инвесторы), строго контролируют архитектурную деятельность. Зачастую они относятся консервативно, увидев одно удачное решение пытаются повторить везде. Задача архитекторов предложить разнообразные, современные архитектурные решения, которые удовлетворили бы и властей и заказчиков и архитектурную общественность. Мне не нравится черезмерное увлечение лепниной, в последнее время каждый объект богато «обклеен» лепниной. Во первых это уже не лепнина, она сделана из пластика. Во вторых лепнина красива только в классических пропорциях. В третьих лепнина это только декор, небольшое наложение, которая обогащает архитектуру, но никак не главный элемент фасада. Здания, в которых по образу вроде бы должна быть лепнина у нас ее нет, например новое здание Торгово-Промышленной палаты, новое административное здание ФСБ по ул. Ботевградской по архитектуре могли-бы иметь какой-то лепной декор. Меня часто спрашивают о башенках и шпилях, которые в Саранске сейчас появляются. Я всегда отвечаю это конечно не признак современной архитектуры, но они обогащают силуэт здания, делают его богаче и выразительней. Концентрируют взгляд людей. Это очень важно, представьте застройку, где взгляду неначем задержаться. Вообще шпили и башни устанавливаются не на рядовых з постройках, на каких-то узловых зданиях являются архитектурными акцентами, привлекают людей, обогащают панораму города с различных точек восприятия. Одно из сторон деятельности архитекторов это реконструкция фасадов существующих зданий. Есть положительные примеры это оперный театр. Здание дома политпросвещения, «совковая», скажем, архитектура, получила совершенно другой образ. Из отрицательного это «Промстройбанк». Что за шары установлены на парапете здания, они из другой совершенно архитектуры прочему белый цвет, (я являюсь одним из авторов этого проекта). В авторском варианте было сочетание светло-серого с желтым кирпичом перекрашенный в белый фасад потерял цельность. Из отрицательного Издательский корпус. Здесь очень приятный цвет. Но архитектура упрощена, вместо больших, круглых проемов, которые были изюминкой этого фасада авторы корректировки решили сделать просто витражи. Это конечно упрощение. Онегин-Хаус. Приятная колористика, богатая пластика, продуманная нестандартная архитектура, современные материалы объект должен был украсить центральную часть города. Почему такое здание выходит на узкую улочка (Ст. Разина) и обращен в сторону города задним фасадом, непонятно… Из отрицательного, я не приемлю строительство в районе архитектурных памятников. Например, построили офисное здание совсем рядом с церковью Иоанна Богослова (памятник архитектуры 17 века), представляете, ровесник города Саранск. А мы (архитекторы) со всех сторон застроили маловыразительными зданиями. Будто в городе нет площадок для строительства. Площадки есть, если посмотреть в окно многоэтажного здания в центре мы увидим что в самом центре города усадебная, ветхая застройка. Почему именно рядом с храмом построены какие-то многоэтажные здания (есть даже производственные). Храм нашими предками был построен на набережной р. Саранка, на самом высоком месте и должен был восприниматься на панораме города с южной стороны. Наш кафедральный храм, который построили мы (наше поколение) и которым мы гордимся, представьте, наши потомки построят со всех сторон высотные здания которые закроют обзор на храм со всех сторон… Мы (наше поколение архитекторов) поступили так с церковью Иоанна Богослова по ул. Демократической. Я против строительства частной усадебной застройки в центре города. В районе улиц Московская, Республиканская, Мордовская в основном сейчас частная застройка. По генплану города эта территория предназначена для строительства многоэтажной застройки. Там встречаются такие роскошные особняки, которые уже никто не снесет, и с каждым днем их становиться больше. Городские власти не должны разрешать строительство особняков. Для этого есть специально отведенные территории в пригородах Саранска, в каждом районе. Представьте в Москве рядом с Большим Театром кто-то построит частный особняк за высоким забором, абсурд… Огарев Плаза. Объект конечно неординарный для Саранска. Но расположен крайне неудачно. Он нарушил цельность университетской площади, выдвинувшись своей недюжинной массой он нарушил равновесие объектов на этой территории. По законам градостроительства перед высотным зданием должна располагаться площадь, а он вплотную придвинулся к высотному зданию «Мордовагропромпроект» изменив масштаб этого здания и масштаб всей площади. Главными объектами 1000 летия конечно же станут объекты площади 1000 летия. Это университет, многофункциональный спортивный корпус с ледовой ареной, фонтан «Звезда Саранска». Очень надеюсь на появление этих объектов как-то выправить положение . площадь как-то получит цельность. Очень хочется чтобы в рамках обновления фасадов к 1000 летию был восстановлен декор здания Дома Союзов. Автор Левков С. О. (1957 г.) Это на мой взгляд одно из лучших зданий у на с в городе. Мне стыдно проходить мимо, мы затрачиваем большие деньги на ремонт фасадов других зданий, менее ответственных зданий, не можем найти деньги и желание, чтобы восстановить это здание в первозданном виде со всей лепниной. Следующая проблема это автостоянки, надо центр города очистить от автомобилей, значит вывести объекты которые требуют подъезд на авто большого количества людей, за пределы центра. Создать пешеходную улицу некий Саранский Арбат. Увеличить территорию центрального парка присовокупив территории левого берега реки Саранки. Пляж в районе стадиона «Старт» превратить в зону отдыха, с выходом на пойму р. Инсар с одной стороны и воссоединить с парковой зоной Ленинского района с присоединением к лесопарку Пролетарского района с другой стороны. Я против строительства высотных зданий в центре, у нас по генплану центр города малоэтажный. Как архитектор считаю красоту здание определяет не высота здания, даже не габариты здания, а частички души вложенные архитекторами в свои произведения. Из положительного это строительство крупных общественных зданий, таких как ледовый дворец, стадион водных видов спорта, футбольный манеж. Итд. Эти объекты становятся местом притяжения людей, со временем становятся культурными центрами. Что мы видим на примере спортивного центра «Мордовия», раньше там был промышленный район, с появлением этого объекта район стал культурными спортивным центром. Там проходят и соревнования и концерты, рок-фестивали и.т.д. Мы должны развивать все районы города, исходя из этого лучше было-бы рассредоточить объекты в разных районах города. С кадрами проблем не будет. Ежегодно Мордовский университет выпускает 10 -15 архитекторов. Хотелось бы пожелать молодым архитекторам найти свой неповторимый почерк ,украсить своими произведениями наш прекрасный город. Все-таки архитектура города должна быть разнообразной. Хочу выразить надежду, что работа с фасадами после 1000 летия не остановиться. Ведь фасад здания требует постоянного ухода, косметического ремонта, возобновления отделки. У нас в Саранске 20 лет не ремонтировали фасады, хотелось бы процесс обновления и ремонта фасадов стал постоянным.
«Юлдаш»(Статья написана для газеты "Юлдаш". Опубликована в сокращенном виде)
Родился в деревне. Я так начинаю любой рассказ о себе. Я родился в Муслюмовском районе дер. Старый Варяш республики Татарстан. Хотя я там прожил только до 5и лет у меня сохранились самые яркие впечатления о Родине. Первый в жизни Новый год, первый в жизни «Сабантуй», первый раз искупался в речке, а еще тогда еще мои родители были молодыми (моложе чем я сейчас). Как можно это забыть. Мое детство и отрочество прошли в райцентре Муслюмово. Я учился в средней школе где было 1000 учащихся. В школе я увлекся рисованием, был художником стенгазеты. На новый год в школе проводили конкурсы на лучшую стенгазету, мы занимали 1 место начиная с 8 го класса. Свою жизнь я тогда не мог представить без рисования (живописи) хотел стать художником. В 5м классе стал победителем конкурса на лучший рисунок в школе. Я тогда был очень горд этим событием, ведь участвовали там и 9-10 классы перед которыми мы были «малявкми». В возрасте 10 лет наверное в 4м классе в мои руки попала книга «Приключения Незнайки» (на татарском языке). Книга была богато иллюстрирована. Особо понравились дома в Цветочном городе. Они были круглыми с башенками, чем то похожими на грибочки. Я помню, захотел сделать макеты этих домов из бумаги. Я клеил из тетрадного листа в линейку канцелярским клеем и аккуратности в макетах было, наверное мало, но издалека, ( они стояли на подоконнике) напоминали сказочный город. Мой старший брат посоветовал мне учиться на архитектора. О Родине; Есть Родина большая, малая, есть просто родные места, есть планета земля которая является родиной всех землян. Старшие говорят Родина не там где ты родился, а там где родились твои дети. Поэтому республика Мордовия стала для меня Родиной, здесь родился мой сын, моя жена родом из Кочкурово, здесь теперь моя Родина. Я большую часть своей жизни, прожил в Саранске. Связь со своей малой Родиной я не теряю. В интернете есть сайт muslum.ru это сайт моей малой родины. Там есть новости района, я частенько нахожу знакомые фамилии и имена. Мои родственники и одноклассники до сих пор живут в Муслюмово. Мне все интересно. Я обязательно интересуюсь видами на урожай. Есть районная газета «Авыл утлары» (Сельские огни) в интернете можно посмотреть свежий номер, прочитать любую статью. В этом плане я очень благодарен интернету. Ест также Муслюмовское телевидение и радио Муслюмово, которые можно посмотреть через интернет. Раз в год обязательно бываю в Татарстане, в основном в городе Набережные Челны, сейчас там теперь живут мои родные.
Об архитектуре; Архитектором стал по рекомендации своего старшего брата. Поступил учиться в Казанский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. Начиная с 1977 го года как я окунулся в эту творческую профессию, архитектура для меня ВСЕ. Были разные времена в социалистический период в основном работали над привязкой типовых проектов, были кризисы в стране, когда не было работы, сейчас вот переживаем архитектурно-строительный бум. Мой главный проект, выполнив который я скажу «вот теперь я уже ничего лучше не сделаю» еще впереди. У меня сайт в интернете (nazim90.narod.ru) там у меня творческая биография и мои объекты (проекты). Там написано что я запроектировал более 90 проектов и 40 реализаций. Теперь уж наверное больше потому что уже после этого перестал считать свои работы. В Мордовии с 1982 го года в этом году будет 30 лет (наверное надо отметить!) Про работы ничего не скажу их нужно смотреть, зайдите на сайт. Скажу только то что каждая работа для меня, наверное для каждого творческого человека, это детище. Когда говорят плохо о детях любому человеку больно, если даже у них есть недостатки. Когда говорят о моей архитектуре с необоснованной критикой, я всегда слишком эмоционально защищаю. Архитектура для меня ВСЕ. Выбрав себе профессию в 17 лет (почти ребенок, подросток) не было не одного дня, чтобы я сожалел о выбранной профессии. Хотя временами было очень трудно. В творческой профессии трудно, когда не получается желаемое решение или когда никто не понимает то что тебе кажется хорошим. Целью своей жизни я считаю создание благоустроенной и комфортной среды проживания для людей. Сын пошел по моим стопам. Он учится на 5м курсе местного университета по специальности «архитектура». Я жду вот будут внуки, и они тоже пойдут по специальности архитектура. Потому- что создавать комфорт для людей, благородно и приятно. Быть архитектором трудно, наша работа после 8и часов в офисе не заканчивается, мы работаем всегда и дома, и на отдыхе. Ожидаемое интересное решение может в голову придти в любое время, надо сразу зарисовать. Поэтому всегда карандаш и бумага в кармане. Сидеть за компьютером всю ночь (как студенты) чтобы утром показать результат, для нас обычное явление.
Саранск; Про Саранск впервые узнал когда пошел на распределение. В Казани для меня мест не было, было много мест на Саранск. Я решил Саранск это такой же город как Казань, столица республики и решил ехать. Попал в замечательный коллектив института «Мордовгражданпроект». Григорий Береза, Филимонов Евгений, Давыдов Александр, Годунов Владимир, Смирнов Адольф такие творческие личности тогда работали в институте. В отличии от столичных архитекторов в Саранске молодым архитекторам была открыта дорога к творчеству. В подмастерьях ходили год, два не более. Далее каждый получал самостоятельную работу и имел возможность проявить себя. Саранск стал для меня родным. Архитектура Саранска, конечно сейчас эклектична, как вся современная архитектура. Во времена нашей молодости слово «эклектика» считалось чуть ли не ругательством. С «постмодернизмом» в архитектуре появился термин «радикальная эклектика», которая стала черезвычайно актуальной еще в 70е годы прошлого столетия. Архитекторы перестали держать себя строго в рамках определенного стиля и это, на мой взгляд, определил пути дальнейшего развития современной архитектуры. Сейчас архитектура развивается свободно, в моде минимализм. Выразить свои идеи минимальными средствами не всегда удается. Сейчас возможности и средств для выражения больше. Помню времена архитектурные элементы создавались только выступами из кирпича, сейчас накладные архитектурные детали из пластика могут быть любой сложности. В своих работах стараюсь придать зданиям современный облик. Больше стекла и металла, но в этом плане многое зависит от заказчиков-застройщиков. 1000 летие; 1000 летие для меня это праздник единства мордовского и Российского народов. Сейчас в мире масса радикальных, ортодоксальных течений, которые направлены на сепаратизм т.е. разобщение людей. В многих случаях эти течения используют религиозные или национальные различия между народами. Я думаю что это организованный процесс, в мире масса сил которым мешает стабильность. Именно сейчас любые попытки народов как-то сблизится или объединится надо поощрять. Допустим украинцы и белорусы, россияне могли бы объединиться. Это ведь по сути один народ. Праздник 1000 летия для меня еще и архитектурный праздник. Наш город преобразился, сейчас многие места нельзя узнать. Появились крупные общественные здания и жилые комплексы. Современные постройки Саранска выделяются изысканностью архитектурного решения и богатой отделкой. Я помню Саранск 1982 года когда я первый раз приехал в Саранск…, многое изменилось в лучшую сторону. Для нас архитекторов всегда важны наличие объектов строительства. Есть строительство, мы живем, нет строительства мы чахнем, хиреем. Мы строителей называем братьями. Радует то, что новые технологии в области строительства, в первую очередь затрагивают архитектуру. Вентилируемый фасад, например, или стеклянные фасадные системы. Сейчас фасад здания это свободный объект творчества для архитектора. Политика; Политика влияет на все. Все что в мире происходит это политика. Политика это искусство управления государством. Искусство управления людьми. Наиболее действенным способом воздействия на сознание людей является архитектура. С древних времен мы знаем великие правители стали инициаторами строительства различных великих архитектурных сооружений. Египетские пирамиды например, они до сих пор воздействуют на массы людей. Такие знаковые объекты как мавзолей Ленина построены в основном с целью воздействия на народные массы, а не просто чтобы допустим, украсить Красную площадь. Строительство культовых сооружений в этом ряду занимает особое место. Образ и облик культовых зданий рассчитано на максимальное эмоциональное воздействие на сознание людей. Политические системы меняются, архитектурные объекты продолжают выполнять свою функцию, воздействовать на народные массы и воспитывать их в определенном направлении. Например пирамиды в Мексике, про архитектуру пирамид мало- кто что-нибудь знает, а про календарь найденный в районе раскопок древнего города, в котором зашифрован конец света, теперь знают все.
Футбоп; Я очень рад, что спортивный клуб «Мордовия» теперь в премьер- лиге. Я желаю футболистам удачи в их нелегкой работе (трудно назвать игрой когда это требует столько напряжения и силы). Футбол как считают многие спорт N1, и не только спорт. Футбол это политика, футбол это идеология, футбол это здоровье, футбол это культура, футбол это праздник. Для нас архитекторов футбол это архитектура. Мы видим какие современные стадионы сейчас строят в Европе и мире. Я надеюсь, чемпионат мира 2018 года не минует наш родной город. Стадион «Юбилейный» конечно же построят если даже не будет чемпионата мира. Чемпионат мира принесло бы много работы архитекторам и строителям Саранска. Сделал бы город Саранск в мире известным.
Nazim |
|
Архитектурные акценты Назима Абдуллина
Учась в Казани, Назим и не подозревал о существовании такого города, как Саранск. Попал, что называется, по распределению. Надо было отработать, положенный после окончания института, срок. Тогда, в 1982 году, был самый расцвет «махрового» социализма, в который города выглядели как близнецы-братья. И, тем не менее, ему показалось, что уже было заметно некое движение в сторону архитектурных перемен. Молодой выпускник понимал, что архитектор это технолог окружающей среды. Что основная задача людей его профессии заключается в разработке новых и оптимизации существующих объемно-планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека. В Саранске для этого было непочатое поле деятельности. Словом, он не заметил, как пролетело четверть века. Теперь Абдуллин главный архитектор института «Мордовгражданпроект». Огромная часть строений в городе возведена по его проектам. Еще столько же идей, наверное, зреют в его голове. Впрочем, он сам с удовольствием рассказывает нашему корреспонденту о деле всей своей жизни.
-Назим Ниязович, может быть, на время, воздержимся от воспоминаний? Начнем сразу с сегодняшнего дня. Над чем сейчас работает ваш небольшой коллектив архитекторов?
- Для начала скажу о том, какие люди работают у нас. Архитектура, это, прежде всего, творческая специальность. Человеку, не обладающему талантом, непросто освоить ее, достичь, впоследствии, успеха. Ведь успех в любой профессии, в том числе и в профессии архитектора, приходит, если человек влюблен в свою работу, выполняет ее упорно и талантливо. Если молодой человек любит рисовать, обладает хорошим воображением и пространственным мышлением, умеет работать с компьютером, понимает смысл командной работы, имеет познания в точных науках, то профессия архитектора, как раз для него. Архитектор должен обладать чувством красоты, уметь видеть и создавать прекрасное. Хотя и рутинной работы избежать не удастся – архитектор должен прорабатывать и рассчитывать большое количество мелких узлов и элементов конструкции. Я этим вступлением подвожу к конкретной личности. Вот перед вами образец такого профессионала. Олег Камильевич Бикбулатов. Если посмотреть на его монитор, то можно увидеть красивое здание в виде летящей птицы с распростертыми крыльями. Олег проектирует жилой дом на перекрестке улиц Короленко и Волгоградской. Сейчас перед взором горожан и гостей столицы предстают старые дома частной постройки и памятник Емельяну Пугачеву. Но, в скором времени, здесь вырастет третья очередь застройки жилого микрорайона. Элемент архитектурной композиции, который, несомненно, украсит местность. Мало того, там очень удобно будет жителям. Стоянки для личных автомобилей, детские и спортивные площадки предусмотрены. Построят здесь детский сад, школу, магазины, аптеки, банки, скверы. Все есть в проекте. Этот дом задаст тон всей конфигурации улиц. Ведь не будем же мы, как прежде строить дома «в ниточку». К тому же, там будет проходить большая транспортная развязка, появится уникальный стадион «Юбилейный», откроется великолепный обзор. Кроме проектов для новых микрорайонов, мы работаем над изменением облика уже существующих улиц и зданий. На улицах Ботевградская, Толстого будут совершенно по-другому выглядеть фасады. Сейчас разрабатываем проект четырех этажной поликлиники на 500 посещений по улице Коммунистической, гостиницы на 100 мест – там же. Все это происходит так, что архитектор не только придумывает, как, например, будет выглядеть здание, но и выбирает материал, анализирует геодезические условия, вычисляет параметры устойчивости, надежности, безопасности, учитывает расположение на местности, принимает к сведению государственные нормативы. В конечном итоге, мы просто обязаны расставить архитектурные акценты. Надо предвидеть, как будут восприниматься объекты с различных точек обзора, как они объединятся в общую композицию.
-Да, ещё в древние века люди стремились разумно строить город – место проживания большого количества людей. Существует легенда о том, что Александр Македонский задумал построить город Фарос. Он призвал для этого зодчих и приказал им начертить план города, ориентируясь на план местности. У зодчих не было мела, тогда они начертили план города ячменной мукой. Вы не мукой рисуете проекты, и уже не за кульманом строите дома, а за компьютерным столом. Дома появляются не виртуальные, а реальные. Это происходит привычно давно. Когда появилась профессия архитектор? Наверное, она одна из древнейших?
- В русском языке слово «архитектор» появилось на рубеже XY и XYI веков. Но первыми «архитектонами» в летописях записаны итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Петрок Малый, Алевиз Новый. До этого использовались термины «муроль» и «палатных дел мастер». Правда, к концу ХХ века значение термина «архитектор» пошло в сторону его обобщения на другие профессии. Дизайнер по интерьеру, ландшафтный дизайнер. Но это уже детали. Именно им – архитекторам, человечество обязано тем, что больше не живет в пещерах. В переводе с греческого, это слово означает главный строитель. Сфера деятельности архитектора – это создание мысленного облика будущего строения и фиксирование этого облика на бумаге. Именно его работа открывает цикл последующих видов деятельности таких специалистов, как конструкторы, технологи, инженера, строители, маляры, плиточники-облицовщики, которые выполняют такую важную процедуру, как отделка квартиры. Но архитектор формирует внешний облик не только отдельных зданий, но и улиц, парков, скверов - практически всего города. Он прорабатывает основную концепцию объекта: как объект впишется в окружающую среду, как будет гармонировать с уже существующими постройками. Кстати, у нас тоже есть свои специалисты, имена которых, я уверен, тоже войдут в историю. Лариса Николаевна Кирдяшова. Это наш легендарный архитектор. Глядя на красивую, молодую женщину, язык не поворачивается назвать ее старожилом, старейшиной. Скажу, лучше, что это удивительной тактичный, грамотный и строгий наставник молодежи. Имея за плечами огромный опыт, она щедро делится им, не тая профессиональных секретов. Ей бы уже пора самой памятник ставить, столько всего она создала проектов. Просто какой-то неиссякаемый, творческий источник в нашем институте. Скажу только одну дату из ее биографии – 1976 год. В это время Лариса Николаевна начала свою трудовую деятельность в качестве архитектора. По ее проектам строятся дома на улице Победы, Коммунистической, Советской и другие. Я уже не говорю о Соборе святого праведного воина Феодора Ушакова – тоже плод ее вдохновенного творчества, гордость наша.
- Ложку «дегтя» в вашу «бочку меда» добавить позвольте. Специалисты шутят, что профессия архитектора более ответственна, нежели врача, поскольку он может скрыть свою ошибку, а ошибка архитектора остается на всеобщем обозрении многие годы. Вам приходилось краснеть за свои ошибки?
- Во-первых, наши проекты проходят через столько рук, что ошибки просто вытравляются в процессе. Во-вторых, если уж и заметил я что-то, входя в здание, построенное по моему проекту, то признаюсь только себе. Но обязательно учту при разработке следующего проекта все тонкости, чтобы не повторить оплошности.
-Вопрос, пожалуй, самый актуальный сегодня: как вы относитесь к застройке исторических частей города новыми зданиями?
– Если это на самом деле красиво, гармонирует с окружающей застройкой и не меняет исторический облик города в худшую сторону – ничего не имею против. Но если в исторической части города ставят современную "коробку", не имеющую ничего общего с окружающим архитектурным ансамблем, я этого не понимаю. Каждое здание, так или иначе, связано с окружающей средой, и задача архитектора – сделать эту связь как можно более естественной, органично вписать объект в ландшафт, в архитектурный контекст. Вы знаете, что обидно? Нашему городу в июне будет 370 лет. Санкт-Петербургу на 70 лет меньше. Но сравните, сколько там и сколько здесь осталось исторических сооружений. Наши можно пересчитать по пальцам одной руки. Мы даже имеющиеся здания не можем преподнести, как следует. Взять древнейший храм Иоанна Богослова, памятник XVII века. Красивая церковь буквально зажата со всех сторон коробками современных зданий. Если сейчас будет построен торгово-развлекательный центр «РИО» (на месте типографии «Красный Октябрь»), то отыскать в этих каменных джунглях храм будет невозможно. Я вообще считаю, что в центре не место 16-ти этажным зданиям. Они уместны, опять же, как градостроительные акценты, например, у вокзала. С высоты восьми этажей, где находится наше бюро, хорошо просматривается, простите, деревня, расположенная прямо в центре города. Конечно, частный сектор красив летом, все утопает в зелени. Если приходится вырубать зелень, то восстанавливается она в двойном размере. Но дома полувековой давности, не красят лицо города. Здесь, по моему разумению, должны возводиться дома, не более трех-пяти этажей. Не могу смириться с мыслью, что почти все свободное пространство в центре занято боксовыми гаражами. Во дворах, на проезжей части, всюду машины. Не лучше ли строить подземные стоянки, поверх которых располагать спортивные и детские площадки?
- Назим Ниязович, как Вы думаете, пешеходные зоны - это плюс или минус для любого города?
– Мне кажется, что отсутствие в исторической части пешеходной зоны – это минус. Любой европейский город, даже самый маленький и невзрачный, обязательно имеет пешеходные улицы. А ведь Саранск – довольно красивый город, здесь всегда приятно прогуляться и есть на что посмотреть. Для меня было бы очень почетной задачей принять участие в создании пешеходных улиц в Саранске. Без машин, которых скоро будет по одной на каждого жителя, с кафе и ресторанами, полных зелени, чтобы люди могли с удовольствием посидеть, отдохнуть. Это был бы очень большой плюс городу. Кстати, в Саранске, сейчас, появляется все больше довольно интересных и достойных архитектурных проектов. Может быть, их еще и недостаточно, но я вижу явный прогресс в этом направлении. Своеобразный Арбат планировался в районе улиц Красная и Московская. Не знаю, насколько реально это осуществить. Но понятно, что надо, как можно больше, сделать объездных дорог, вывести автомобильное движение дальше от центра. Существующий парк имени А.С.Пушкина, конечно, слишком мал для Саранска. Нужна целая сеть парков. На Светотехстрое есть лес, на Химмаше – пойма реки. Все это можно превратить в зону отдыха.
– Перейдем на личности. Когда архитектор может считать себя состоявшимся в своей профессии? Возможно, надо спроектировать какое-то количество зданий или получить какую-то награду? После чего лично вы почувствовали себя профессионалом?
- Мне кажется, очень редкий человек сам себя может посчитать таковым. Был, например, Сергей Анисимович Левков, недавно ушедший от нас архитектор. Вот он явно состоялся. О себе я не могу такого сказать. Никакими наградами, летоисчислениями это не измеряется. Да, я знаю прописные истины, уверен, что грамотный архитектор должен уметь на основе архитектурной науки, градостроительства и практики использования средств автоматизации и проектирования разрабатывать архитектурно-строительную часть проектов. Принимаю участие в подготовке технических заданий на разработку проекта, осуществляю авторский надзор за строительством проектируемых объектов, участвую в анализе и обобщении опыта разработки и реализации в строительстве архитектурно-градостроительных решений. Помимо этого в обязанности главного архитектора входит подбор строительных и отделочных материалов, техники, расчет работ, составление смет, а также согласование проекта в мэрии городского округа Саранск и прочих городских инстанциях. Приходится брать на себя решение даже мельчайшей инженерной детали, которая может повлиять на принципиальные вопросы эксплуатации объекта. Бывает, воюем за каждый элемент, отстаиваем идею. Строителям хочется строить проще, нам – изысканнее. Красота никакими законами не регламентируется. У меня есть опыт, знания, определенные навыки. Все равно, каждый раз, кажется, что все начинается с чистого листа. Каждый новый проект – это опыт для архитектора, но я не могу сказать, сколько нужно спроектировать, чтоб почувствовать себя профессионалом. Я вообще не считаю, что архитектор сам вправе судить о себе как о профессионале. Оценивать работу архитектора должны, прежде всего, люди, живущие и работающие в спроектированных им зданиях. Хотя, конечно, у каждого специалиста есть какие-то этапы развития, свои маленькие победы, достижения. Мы скорее просто выполняем должностные обязанности, чем измеряем этапы творчества. Поэтому, нет, не могу сказать о совершенстве и состоятельности.
-Вам хватает уже полученных знаний?
- Конечно, нет! Мы постоянно используем для повышения квалификации специальные издания, программы в интернете, семинары, публичные слушания, опыт древности даже. Да и требования к нам - довольно повышенные. Например, практически обязательным требованием к архитекторам становится знание компьютерных программ, позволяющих осуществлять трехмерное проектирование объектов, — AutoCAD и 3D Studio MAX (реже встречаются Arcon и ArchiCAD). Надо отметить, что значительная часть студентов, получающих образование архитектурного профиля, достаточно хорошо знают и обычные программы, позволяющие работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.). Зато у нас есть одно из отличных преимуществ: мы не являемся, так называемыми, "бумажными архитекторами". Они создают талантливые (или не очень) проекты, делают их модели из бумаги - и на этом процесс заканчивается. Воспитанные на образцах великой мировой архитектуры, они строят грандиозные планы, но не находят желающих их воплотить. Наши же проекты, в большинстве своем, реальные, возможностей для самореализации, много. Мы изучаем различные точки восприятия, проводим визуализацию, то есть, встраиваем фото в объемное изображение, высчитываем, как будет выглядеть здание при различном освещении. Сам процесс творчества заставляет искать новые решения, работать над собой бесконечно. И самое главное, плоды своего труда мы видим на улицах и площадях города. Есть возможность покритиковать себя любимых на уже готовом объекте. Я, кстати, никогда не бываю полностью довольным своей работой.
– В проектах, сделанных вашими архитекторами, есть какие-то местные особенности? Например, многие обращают внимание, что много появилось башенок и шпилей. Это что - новая мода?
-Наоборот – старая. Башенки, ротонды, шпили не есть взгляд вперед. Ведь мы строим на века. Сейчас нужны здания, летящие вверх, легкие, строгие, с использованием современных материалов и архитектурных форм. Что подкупает, так это то, что никто не подсказывает, насколько возвысить тот или другой элемент, какие именно использовать архитектурные элементы. Сейчас в моде свободные формы в архитектуре. Мы можем черпать новизну из своей души, как поэт стихи. Мы применяем внутренние качества, которые, наверное, даны свыше. Причем, ждать вдохновения, нам не позволено – творить надо каждый день, каждый час. Только тогда можно успеть за временем.
Материал к печати подготовила Марина Арбузова
|
© nazim90 |